Служба сопровождения развития ребенка

Социальная

Социальный педагог      Коржавина Нина Петровна

 образование -    высшее

квалификация -  первая квалификационная категория

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    СОЦИАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ

 Цель:  создать условия  для социального и профессионального  саморазвития обучающихся и воспитанников школы-интерната III-IV вида, формировать самостоятельную личность, способную интегрировать в общество в современных условиях.  

         Задачи: обеспечить социальную защиту и социальную помощь детям - сиротам и  детям,  оставшимся без попечения родителей;

                охрана прав несовершеннолетних и профилактика социального сиротства;

               установить партнерские связи и отношения между семьей, государственными учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, направившими в образовательное учреждение детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления социально-педагогической      деятельности

      1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-психологических влияний микросреды на воспитанника.

      2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи.

      3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.

      4. Коррекция отношений, способов социального взаимодействия, посредничество в творческом развитии личности

Содержание работы социального педагога

1.       Анализ информации об уровне социального развития детей и подростков.

2.  Организация социально-правовой защиты.

3.  Организация социально-педагогической помощи для успешной адаптации воспитанников и учащихся в школе-интернате и в обществе.

4.   Связь с административно-правовыми организациями.

Основные  компоненты и направления  социальной педагогической профилактики   подросткового алкоголизма в условиях школы-интерната.

Социально-педагогическая профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение  употребления алкоголя.

 Образовательный  компонент. Информационное просвещение.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

Мы живем в «информационное время». Вся информация, которую  специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, не содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов на отрицательное отношение, на запрет к употреблению спиртных напитков, в том числе пива. Мы часто забываем о том, что  к мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых. У незрячих и слабовидящих детей нет возможности увидеть положительный пример, прочитать необходимую литературу, часто они слушают то, что и окружающие. Поэтому государство должно  контролировать  средства массовой информации в области рекламы спиртных напитков.  Средства массовой информациио пропагандировать здоровый образ жизни. Тогда усилия школы по формированию отрицательного отношения к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям дадут  положительный и устойчивый результат. Кроме этого в школе-интернате через детскую организацию «Доброград» у подростков формируются лидерские качества, умение высказывать общественное мнение. Участие в формировании здорового образа жизни принимают и родители.  Они активно принимают участие в веселых стартах «Мама, папа и я – спортивная семья. Во внеурочное время на занятиях у учащихся формируется здоровый  стиль жизни, стратегии поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя, умение оценить социальную ситуацию и принять ответственность за собственное поведение в ней.

 Психологический компонент.

Цель: коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторам  риска употребления алкоголя.

- Коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психоло­гическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами от­ветственности, принятия решений, чувством личной защищен­ности.

- Психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных  и  прочих  сложных жизненных   ситуаций, а также  проблем общения. Сформировать позицию молодого  человека на  основе самореализации    как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что   ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о то, как эти   последствия смогут повлиять  на его судьбу.

Выявление группы риска.

Проводится социально-педагогическое обследование семей вновь прибывших учащихся. Родителям оказывается помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявляются родители, нуждающиеся в профессиональной медико-психологической помощи; формируется группы лидеров-родителей.

 Раннее выявление подростков начавших употреблять алкоголь (группа риска) и помощь им. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения:

  • формирование мотивации на полное прекращение употребления алкоголя.
  • формирование мотивации на изменение поведения.
  • изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
  • формирование социально-поддерживающего поведения и
  • стратегии поиска социальной поддержки в социальных сетях.
  • формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
  • формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.
  • развитие навыков социального поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;
  • формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Работа с педагогическим коллективом.

Специальная подготовка педагогов на семинарах, курсах повышения квалификации, на методических объединениях классных руководителей, воспитателей для проведения уроков по профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска.Профилактика вредных привычек в школе-интернате проводится в системе. В течении последних трех лет отсутствуют факты употребления алкоголя зафиксированного в школе. Очень надеемся на положительный результат и в быту.

Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы развиваются альтернативные привычки: занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п., которые могут стать барьером, препятствующим аддитивному поведению. Коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления алкоголя; создание благоприятного доверительного климата в семье, психолого-гигиеническая адаптация подростков из группы риска. В школе работает кружок оздоровительной физкультуры,  шахматный, вокальный, духовых инструментов, дети посещают бассейн. Воспитанию умения организовать свой досуг уделяет внимание библиотекарь. Кроме этого в школе проводится реабилитация детей инвалидов. Работа педагогического коллектива школы-интерната направлена на то, чтобы помочь подросткам осознать, и запомнить , что здоровье, радость жизни и счастье в их руках!

Работа с семьей

Особенности работы с семьей, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями зрения связано с тем, что родители чрезмерно опекают ребенка. Подросток ищет способ каким то образом самоутвердиться, доказать, что он такой же как все. Например, мать, войдя в автобус, громко просит  уступить место ребенку-инвалиду. Он не садится, желая остаться не замеченным. У него складывается впечатление, что это она так добивается себе. И каждый раз испытывает от этого душевную боль. Знание психологической ситуации незрячих и слабовидящих, понимание их проблем общения с окружающим миром и людьми, своевременная помощь родителям помогает избегать данных ситуаций. Для того чтобы данная помощь была своевременной провожу социально-педагогическое обследование дающее возможность узнать особенности воспитания в семье, склонности, особенности личности ребенка. В случае необходимости семья посещается на дому. На родительских собраниях, во время консультаций, индивидуальных бесед не только информируем о воздействии алкоголя на организм подростка, но и  помогаем родителям в воспитании у детей самостоятельности в принятии решений в сложных жизненных ситуациях, желании поделиться проблемами не со сверстниками а с родителями. 

Создать бесплатный сайт с uCoz